Давно уже вынашивая идею написать такую статейку, но все как-то руки не доходили. Дошли. Хочу поделиться опытом моего взаимодействия с Институтом психотерапии и клинической психотерапии имени Бориса Дмитриевича Карвасарского. Эта статья написана для всех, кто каким-то образом относится к психотерапии и клинической психологии. Для тех, кто впервые собрался здесь учиться, чтобы, возможно, подтвердить правильность сделанного вами выбора. Или для тех, кто сомневается – чтобы помочь в принятии этого решения. Или для тех, кто уже отучился, чтобы напомнить, как это было круто. Или для тех, кто не учился здесь и не собирается, чтобы подкинуть вам почву для сомнений. Мой спич, возможно, будет несколько обстоятелен, но это только от сильных чувств. Я имел взаимодействие с несколькими кафедрами медицинских институтов, на которых проходил разные циклы обучения. Мне есть, с чем сравнить. Последние, с кем я имел учебные дела, был этот институт Карвасарского. Буквально с первого цикла я оценил существенные преимущества учебного процесса и его обрамления. На них и направлю здесь ваше внимание. Жаль, что я не узнал о нем раньше. Мой образовательный маршрут мог бы быть проще, дешевле и с меньшей нервотрепкой. Хотя, наверно, я не имел бы такого опыта и не мог бы им поделиться вот так.

Структурированность. Минимум «красивой воды». Программа обучения построена таким образом, что там есть структура. То есть структурно понятно, как определить, что перед нами за пациент, что с ним делать и как на каком этапе действовать. После цикла остается ощущение понимания структуры оказания психотерапевтической помощи. Передача практики сводится к обучению технологиям. А психотерапевтические технологии здесь расписанные, очень четкие, очень структурные. Это значимо упрощает процесс научения и обмен опытом и навыками между специалистами. И, соответственно, нет идеи психотерапии как «искусства», которая на самом деле не искусство, а расплывчатость представлений и устойчивая почва для манипуляций. Искусство психотерапии начинается тогда, когда уже усвоена и отточена технология.

Инновации. Институт Карвасарского вовсю использует современные технологии. Я говорю об электронных оповещение в соцсетях, рассылках важной информации, дистанционных модулях обучения, проведении вебинаров. Это упрощает жизнь, прежде всего, слушателям.

Практичность. Во-первых, циклы заточены не просто под «практику», а под четкие практические задачи. Притом программа может интерактивно видоизменяться с учетом индивидуальных практических задач слушателей. Во-вторых, очень много собственно практики. Помимо многочисленных игр и упражнений на «закрепление» теоретического материала, четверть любого 2-недельного цикла – это методический тренинг. Где 3 дня оттачиваются важные психотерапевтические технологии.

Знакомства. На «большом» цикле профессиональной переподготовки как – пришли много человек, поучились, повзаимодействовали и разбрелись, кто куда. Здесь за счет организации обучения «малыми» факультативными циклами формируется интересная социальная сеть, разбросанная по всей стране. Я знаю эту девушку по двум циклам, мы учились с ней на «неврозах» и учимся сейчас на «ЛОРПТЕ». Она - из Тулы, я - из Иркутска. И мы в разговоре узнаем, что мы оба независимо друг от друга знаем одного парня из Ханты-Мансийска (и не его одного). Притом ни на одном из 2 циклов он не был. Но! Я познакомился с ним на «аддиктологии», где не училась девушка из Тулы. А она, в свою очередь, познакомилась с ним на цикле по когнитивно-поведенческой терапии, где не было меня. И так формируется очень разветвленная профессиональная сеть, которая географически простирается по всей России и захватывает страны СНГ. Все знакомятся друг с другом, живо делятся впечатлениями о циклах, о людях, о процессах. Много психотропных шуток и открытой вербальной сублимации сексуальных устремлений. Рождаются свои легенды и мифы. С этими людьми приходится пройти (если не закрываться и позволить себе, конечно) огонь, воду и медные трубы, проживая динамические процессы,штурмуя задачи в малых группах, конкурируя между большими, обучаясь при помощи друг друга, прорабатывая свою личность на учебных группах, совместно принимая в перерывах пищу и другие психоактивные вещества и т. д. Это оставляет глубокий эмоциональный след, личностные связи и профессиональные контакты. Можно найти идеальных ко-терапевтов близких по духу людей, получить рекомендации от специалистов для пациентов из других городов и наоборот найти таких специалистов, к кому «не стыдно» направить территориально далекого клиента. Когда представляю себе, как это все устроено, чувствую себя частью наглядно представленной малой социальной группы, разбросанной по всей стране и не только. То самое чувство принадлежности и гордости. Хотя с чего бы, казалось бы?


Необычный опыт. Обучение здесь – не просто обучение. В виде бонуса это еще и тренинг социального опыта. Когда вы приходите в группу учащихся, вам предлагается для начала познакомиться со всеми. После этого дается задание объединиться в группы по сколько-то человек. И в этих маленьких группах вам предстоит учиться (ми не только) все время цикла. И тут на вас начинает валиться для рефлексии гора материала о работе собственной личности и личностей людей вокруг. Принцип выбора группы, выработка общей идеи, общих задач, групповых решений, помимо своих личных, внутригрупповая динамика, внешняя динамика взаимодействия между малыми группами – все идет в счет. Придумка организовать обучение в виде большой группы с малыми подгруппами-микросоцумами просто гениальна. Это дает интереснейший опыт, которого больше не встретишь нигде. Существует такая форма – как выездные циклы, специально для отрыва своей задницы от привычной среды и временного погружения ее в новую, терапевтическую. Но сам пока не пробовал, мне только об этом рассказывали.

Экономия. Институт не скупится на скидки для постоянных участников циклов. Также практикуется личный вклад как оплата за обучение. То есть ваши финансовые средства могут не позволять полноценно поучиться на цикле, о вы умеете делать хорошо то, что может быть реально полезно для обучения всех других людей. И тогда можно договориться с организаторами сделать это полезное (например, обследовать пациента и написать развернутое заключение на клинико-психотерапевтический разбор) и получить существенную скидку. Или можно сэкономить на супервизии, приведя своего пациента и себя на разбор в рамках цикла.

Мем. Есть такая традиция в институте - во время каждого цикла осуществлять групповой поход к памятнику Сергея Есенина и осуществлять там ряд необычных магических, я бы даже сказал, действий. Это стало среди петербургских психотерапевтов таким мемасом. Можно попытаться пересказать, в чем суть. Но в пересказе это звучит как-то глуповато. Проверил на опыте – восприятие рассказа об этом отличается от реального опыта. Как и вообще в жизни. Поэтому не буду уподобляться пересказчикам. Упомяну лишь как феномен. Поверьте на слово – оно того стоит.

Разнообразие. В институте существует большое разнообразие циклов по общим проблемам, по нозологическим группам и по методам психотерапии и психодиагностики. Тут вам что хотите - и КПТ, и ЛОРПТ, и экзистенциальная, и позитивная терапия, и гипнотерапия. И работа с невротиками, и с психосоматиками, и аддиктами. И психотерапия и психодиагностика. Список можно продолжать и продолжать. Есть циклы для психологов, есть для психотерапевтов. Однозначно, есть, из чего выбрать. И список циклов активно пополняется.

Традиционность. Казалось бы, разнообразие направлений должно бы вносит сумбур и сумятицу, делая невнятным основную идеологию. Ни фига. Основная идеология выражается и отстаивается, если требуется, четко. Разнообразие циклов имеет место быть с однозначной оговоркой – это все хорошие методы, но дополнительные. Основной метод - личностно-ориентированная психотерапия. Ленинградская школа - и никаких гвоздей. Никакой эзотерике, юнгианству, расстановкам, холотропному дыханию, НЛП, ассоциативным картам, пробуждению рода и поднятию женских энергий - вы здесь не научитесь. Здесь даются только научно
обоснованные методы. Ну или, по крайней мере, технологии, хорошенько проверенные клинической практикой. Конечно, в смысле доказательной медицины – не совсем научные. Ну там DSM-5 и двойные слепые исследования. Но, на мой взгляд, кохрейновские обзоры – это ведь тоже рынок. Или вы верите в незаинтересованную беспристрастность науки?

Маршрут. Институт обладает правом выдавать сертификаты и Дипломы по психотерапии, психиатрии, наркологии, сексологии и Дипломы и удостоверения для клинических психологов. Вроде бы, как и везде. Во многих медицинских институтах есть 3-4 месячные курсы профессиональной переподготовки. Но уникальность в том, что из интересных вам циклов можно составить свою собственную программу обучения, образовательный маршрут к специализации и пройти его в том направлении и ритме, в которых вам удобно. Есть обязательные циклы, есть - заменяемые. Ну то есть я учусь на «актуальных вопросах психологии или современной психотерапии», добавляю «семейку и сексологию» и «аддиктологию». И получаю базовый Диплом по «клинической психологи». Если этого мало, тогда я поучусь еще на «психотерапии психических заболеваний» и «психосоматических заболеваний», и добавлю цикл по «личностно-ориентированной терапии» – и получаю Диплом по «Клинической психологии» (для психологов) или по «Психотерапии» (для психиатров). А может быть мне не так интересны метод «личностно-ориентированной терапии» и «психотерапия психических заболеваний». Тогда я могу взять себе другие вместо них циклы – например, по «кризисным состояниям», «гипнотерапии» и «когнитивно-поведенческой терапии». То есть я получу точно такой же сертификат. Но программа будет другая, больше отражающая сферу моих профессиональных интересов. При этом некоторые циклы повторяются по 2 раза за учебный год и можно составить себе полезную, интересную или удобную по времени программу обучения.

Продлить сертификат. Допустим, у меня 3 сертификата. Допустим, работаю я на государство - по 1 специальности на ставку, по второй – на четвертинку. Третьей не предусмотрено в штатном расписании. Ок. Подходит время продлять сертификат. По какой из 3 - как бы вы думали? Ну оно так и подходит – незаметно. Сообщаем об этом руководителю и имеем примерно такой ответ: «Ну что вы хотите от нас-то, вы же по ней не работаете. Ну а что вы переживаете, у вас вон отпуск большой. Зарплату вон повысили. Идите учитесь за свой счет, в чем проблема. Или вон просто заплатите денег и договоритесь, чтобы не ходить. Вот там-то и там-то так можно. Я себе так и продлял. Да и вообще зачем вам этот сертификат – вы же по нему не работаете. Вот будете когда-нибудь работать – потом и продлите…» И никаких законных оснований требовать учебу. Знакомая ситуация? Может быть я какой-то неправильный, но, если я плачу деньги из своего кармана, я хочу поучиться. И желательно не вместо отпуска. И желательно не «основам основ», а чему-то практически полезному. Как совместить? Делюсь лайфхаком. Проходите любой интересующий вас 2-недельный цикл для психотерапевтов. И при регистрации поднимаете вопрос о продлении сертификата по одной из «психиатрических» специальностей. Вам высылают дистанционный теоретический модуль, который вы в своем темпе изучаете дома. Получаете удостоверение по циклу. И бесплатно (!) бонусом к пройденному циклу - обновленный сертификат. Вуаля! Экономия времени (2 недели очного присутствия вместо месяца) и денег. Можно, кстати, попробовать замотивировать этим руководство. Спешите продляться, система работает до 2020 года. И что-то мне подсказывает, что в последний момент туда ломанутся все. Для руководителей подразделений тоже повод задуматься – куда отправлять подчиненных учиться. Выгодно.

Бумажная беготня. Любителей потолкаться в очереди в узком коридоре перед кабинетом отдела последипломного образования, платных услуг или еще как – ждет облом. Здесь не нужно шерстить невнятный сайт на предмет списка документов. Не нужно, не найдя этого списка, миллион раз пытаться дозвониться, куда не дозвониться в принципе. Не нужно приезжать за какое-то время в какое-то отдельное помещение делопроизводства с ксерокопиями и оригиналами паспортов, выписок, документов об
учебах и еще бог знает с чем. Не нужно стоять в очереди, ждать, если уж очень повезло, когда кончится обед. Боже. Не нужно приезжать еще раз, если ты что-то забыл или тебе не сказали. И возмущайся-не возмущайся – тебя выслушают и примут, но повторно приезжать ведь тебе. Не нужно даже судорожно искать, как сделать ксерокопию где-то поблизости. Ну это, допустим, ладно - от неорганизованности. Но нет неразберихи с расписанием занятий. Когда до самого второго дня цикла неизвестно вообще, в первую ли половину дня будут занятия или во вторую, учимся ли в субботу, сколько продолжительность занятий, кто преподает - в конце концов. На мой взгляд, немаловажные вопросы, которые нужно бы знать заранее. «А зачем вам лишняя информация? Вы документы лучше бы сразу принесли, чем о таких пустяках думать». Действительно. Не знают в отделе делопроизводства, не их это дело – расписанием заниматься. Ведь они только по документам. И направляют на кафедру. Там должны знать. И, конечно, кафедра находится в другом месте. В другой части города, например. И телефон, там, само собой, тоже не отвечает. И, конечно, на кафедре ничего не знают. И направляют - куда? Правильно - в отдел делопроизводства. Там просто обязаны знать. А у нас тут кафедра – мы расписание не занимаемся. Мы по научным трудам. Приходишь на цикл учебу уже с изрядно вытраханным мозгом. Здесь этого всего - просто нет. Заранее высылают необходимую информацию по электронной почте. Можно вообще вспомнить о цикле в вечер перед учебой (если из другого города – все же, чуть пораньше). После горьких опытов, я сначала не поверил – просто приходишь на учебу. Просто учиться. Оплатить можно во время цикла, в удобном формате. Никто не парит мозг бесконечными бумажками. Просто приносишь ксерокопии с собой. Не нужно никого ездить искать в другое место на другой конец города. Делопроизводитель несколько раз приезжает за документами сам. Серьезно. И все насущные организационный и содержательные вопросы реально решить даже по телефону до, во время и после цикла.

Автор - Олег Немыкин

 

FJNLyP-mUC8