Название цикла: Психиатрические, психотерапевтические и клинико-психологические вопросы онкологической практики: профилактика суицидального поведения и повышение комплаентности онкобольных.

Объем цикла:144 уч. часа.

Сроки проведения: 03-15 июня 2019 г.

Стоимость:  26,5 тыс. руб. (обучение, экзамен, документы) при оплате до 03 марта - 21,2 тыс. руб., при оплате до 03 апреля - 22,5 тыс. руб., при оплате до 03 мая - 23,8 тыс. руб.

Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!

 

Приглашаем врачей, медицинских сестер и психологов принять участие в образовательной программе «Психиатрические, психотерапевтические и клинико-психологические вопросы онкологической практики: профилактика суицидального поведения и повышение комплаентности онкобольных», которая пройдет в Санкт-Петербурге с 03 по 15 июня 2019 г.

 

Программа включает четыре трехдневных модуля.

 

Модуль 1. Особенности реагирования на болезнь. Профилактика суицидального поведения пациентов онкологических клиник. На этом модуле вы узнаете об особенностях внутренней картины болезни у онкологических пациентов, познакомитесь с психологией кризисных состояний (протекание нормального и патологического кризиса, разница между психической и психологической травмой, нормальными и патологическими реакциями горя) и основами суицидологии (суицидальное поведение, критерии оценки суицидального риска). Вы узнаете об особенностях восприятия переживаний болезни ближайшим окружением больного, его семьей, и специалистами онкологической практики, а также о патологических формах их реагирования на заболевание (в том числе контрпереносных реакциях). Вы изучите коморбидные психические расстройства онкологических пациентов — тревожные, депрессивные, ипохондрические, суицидоопасные состояния, острую реакцию на стресс и ПТСР. И, конечно же, будут разбор реальных клинических случаев и практика на пациентах.

 

Модуль 2. Профессиональная коммуникация врача и других специалистов, принимающих участие в оказании онкологической помощи, с различными типами пациентов и его родственниками в условиях реальной медицинской практики. В ходе тренинга вы научитесь формировать профессиональный контакт с пациентом и его родственниками с использованием техник активного слушания и профессиональной поддержки, прояснения и уточнения причин страдания. Вы узнаете о причинах искажения процесса профессионального контакта с пациентом и его родственниками и отработаете техники дифференцированной работы с мешающими контакту собственными эмоциями. Вы также освоите особенности профессиональной коммуникации с «трудными» пациентами («агрессивными», «депрессивными», «ипохондрическими»).

 

Модуль 3. Особенности врачебной коммуникации на разных этапах переживания болезни (работа с реальными пациентами). На данном модуле вы освоите коммуникативные технологии сообщения психотравмирующей информации и обсуждения диагноза, прогноза, этапности лечения. Вы также освоите техники повышения комплаентности на разных этапах течения, терапии и переживания заболевания (принятие информированного согласия на лечение, обсуждение побочных эффектов терапии, качества жизни и ее изменений в связи с заболеванием, перехода от активной терапии к паллиативной, помощь в принятии сложных решений, вопросы информирования ближайшего окружения). Все изученные технологии коммуникации вы сможете отработать в условиях реальной медицинской практики.

 

Модуль 4. Избранные технологии работы с личностью специалиста (профессиональной психопрофилактики). Модуль, направленный на обеспечение жизнестойкости специалистов, участвующих в оказании профессиональной помощи пациентам с онкологическим заболеванием. Включает в себя тренинг «Личностные последствия медицинской деятельности в области онкологии» (психообразовательная группа), балинтовскую группу и тренинг профессиональной идентичности с опорой на актуализацию внутренних ресурсов личности специалиста.

 

В программе могут принять участие: врачи-онкологи онкологических диспансеров, онкологических кабинетов и хосписов, врачи-психотерапевты, врачи-психиатры, врачи-неврологи, врачи-анестезиологи, врачи-терапевты, клинические фармакологи, клинические психологи, психологи, медицинские сестры, имеющие высшее образование и занятые в онкологической службе.

 

По итогам освоения программы будет выдано удостоверение о повышении квалификации. Врачи-психотерапевты, успешно прошедшие цикл и выдержавшие сертификационный экзамен, смогут продлить сертификат специалиста. Часть часов может быть зачтена в программы профессиональной переподготовки по специальностям «Психотерапия» (для врачей) и «Клиническая (медицинская) психология» (для психологов).

 


Мы ждём вас, дорогие коллеги!

 

123

 

Контактные данные:

Отдел по работе с клиентами: 
+7 (931) 348-31-20 (Светлана Рычкова) client@ipmp-spb.ru 
+7 (922)-921-61-31 (Ольга Велик) client@ipmp-spb.ru

 

О программе

 

На данном цикле у вас будет возможность принять участие в адаптированном к системе российского здравоохранения тренинговом курсе «Communication Skills Training», разработанном в отделении психиатрии Memorial Sloan Kettering Cancer Center (Нью-Йорк, США). Актуальность данной программы обусловлена прежде всего высокой онкологической заболеваемостью (ежегодно из 100 000 населения новообразование обнаруживают у 420 человек), ее неуклонным ростом и все еще высокой летальностью (в расчете на те же 100 000 человека около 200 умирают).

  

Новообразования занимают второе место среди причин смерти, в связи с чем постановка диагноза онкологического заболевания зачастую становится настоящим ударом для пациента и его близких. А ведь онкологическими заболеваниями страдает 2,5% населения нашей страны! Частота суицидов среди онкологических больных в России составляет около 5%, что в 3,6 раза выше, чем в популяции лиц тех же возрастных групп, а о наличии суицидальных мыслей сообщают 80% пациентов!

  

Высока частота коморбидных психических нарушений: у онкологических пациентов обнаруживают тревожные, депрессивные, ипохондрические расстройства, острые реакции на стресс, посттравматические стрессовые расстройства. Их наличие порой сказывается на качестве жизни, комплаентности онкобольных, а следовательно, на эффективности лечения. Так что же может дать современная психотерапия пациентам, страдающим онкологическими заболеваниями?

 

Психотерапевтические технологии помогают пациенту и его окружению проработать кризисные переживания и принять болезнь, позволяют снизить суицидальный риск, улучшить функционирование семейной системы пациента, скорригировать возникающие коморбидные пограничные психические расстройства и болевой синдром, способствуют преодолению психосоциальных факторов онкопатологии, повышению качества жизни пациента. Чрезвычайно важны также паллиативная поддержка и терминальная психотерапия.

 

Необходимо отметить, что и специалисты, работающие с онкологическими пациентами, очень часто испытывают душевные страдания! Кому не известен термин «синдром выгорания»?! По определению ВОЗ «синдром выгорания» рассматривается как «…физическое, эмоциональное или мотивационное истощение, характеризуемое нарушением продуктивности в работе, усталостью, бессонницей, повышенной подверженностью соматическим заболеваниям, употреблению алкоголя или других психоактивных веществ с целью получить временное облегчение, что имеет тенденцию к развитию физиологической зависимости и суицидального поведения».

 

Проведённое исследование показало, что у 18,13% врачей-онкологов выявлено профессиональное выгорание; а признаки формирующегося синдрома профессионального выгорания выявляют у 65% онкологов и у 67% онкопедиатров. Профилактировать профессиональное выгорание также позволяют психотерапевтические техники и методики!

 

Эффективны психообразование, обучение коммуникации, наставничество, коррекция профессиональной идентичности, программа профессионального развития, оптимизация всех сфер личностного функционирования (а не только профессиональной), посещение балинтовских групп, коучинг, психологическая поддержка, личная психотерапия, участие в работе профессиональных сообществ.

 

Получить знания и изучить методики психотерапии, полезные в работе с онкологическими пациентами, и, конечно же, опробовать их на практике вы сможете на нашем цикле!

Ориентировочное расписание занятий

 

Индекс

Наименование разделов

Наименование учебных пар

1

Определение особенностей реагирования на болезнь в онкологии. Профилактика суицидального поведения

1.1

Индикаторы этапов переживания болезни в норме и патологии

Введение на цикл и на модуль

Психология кризисных состояний. «Нормальный» и патологический кризис. Психическая и психологическая травма

Нормальные (с этапностью до 2 лет, культуральные особенности переживания горя в РФ) и патологические реакции горя.

Основы суицидологии. Суицидальное поведение. Концепция Амбрумовой. Этапы пресуицидального периода. Парасуицид.

1.2

Особенности восприятия переживаний болезни ближайшим окружением больного: родственники, семья, специалисты онкологической практики; патологические формы реагирования семьи, патологическая форма реагирования специалистов (в том числе контрпереносные реакции онкологов)

Патологические формы реагирования на болезнь со стороны ближайшего окружения — реакции патологической тревоги, агрессия против врачей, катастрофизация, обреченность, беспомощность, патологические формы контроля, обращение к альтернативным формам «лечения», реакции избегания, игнорирования, изоляции, вины.

Патологические формы реагирования на болезнь с позиции системных семейных отношений: что такое семья как система, понятие идентифицированного пациента, дисфункциональные стабилизаторы, нарушение семейного гомеостаза, «носители семейной тревоги», дисфункциональная семья как фактор малигнизации (злокачественности) проблемы

Патологические формы реагирования на болезнь с позиции медицинской службы — СЭС в плоскостях Бойко, астенический и депрессивный варианты эмоционального выгорания и их признаки, контрпереносные реакции (понятие переноса и контрпереноса, конкордантные и комплиментарные контрпереносные реакции), негативный перенос и связанные с этим страдания онкологов; маркеры начала эмоционального выгорания

Интерференция системных отношений (пациент как система, семья как система, кризисная служба как система)

1.3

Патологические формы переживания болезни: тревожные состояния, депрессивные состояния, ипохондрическое состояние, суицидоопасные состояния. Психологическая особенность этапов переживания онкологического заболевания, типы больных и этапы переживания утраты, типы реакций и пр. (различение этапов переживания, нормального и патологического переживания, реакции семьи на информации о заболевании, особенностей влияния семейной системы на заболевание)

Тревожные состояния в норме и патологии. Маркеры. Суицидальный риск. Практика на пациентах

Депрессивные состояния в норме и патологии. Маркеры. Суицидальный риск. Практика на пациентах

Ипохондрические состояния в норме и патологии. Маркеры. Суицидальный риск. Практика на пациентах

Создание антисуидальных факторов, антисуицидального барьера. Завершение модуля

2

Профессиональная коммуникация врача с различными типами пациентов и их родственниками в условиях реальной медицинской практики

2.1

Профессиональный контакт с пациентом и его родственниками

Введение на модуль

Этапы формирования контакта (установление, совместное обсуждение проблемы — особенности ведения диалога, совместный поиск решения проблемы, завершение контакта — критерии, признаки верно установленного контакта с маркерами чувств специалиста)

Техники активного слушания и профессиональной поддержки (тренинг)

Техники прояснения и уточнения причин страдания

2.2

Искажение процесса профессионального контакта с пациентом и его родственниками

Особенности незавершенного контакта и вопросы по первому дню. Обсуждение неудачного опыта контакта

«Аквариум» (пара слушателей работает над задачей, остальные анализируют контакт)

Шеринг участников и «экспертов за кругом». Влияние эмоциональных состояний на контакт. Актуализация собственных переживаний. Техники дифференцированной работы с собственными эмоциями, мешающими контакту. АВС-дневник

Когнитивный АВС-тренинг для специалистов

2.3

Особенности профессиональной коммуникации с агрессивными, депрессивными и ипохондрическими пациентами

Особенности профессиональной коммуникации с агрессивными пациентами

Особенности профессиональной коммуникации с депрессивными пациентами

Особенности профессиональной коммуникации с ипохондрическими пациентами

Завершение модуля

3

Особенности врачебной коммуникации на разных этапах переживания болезни (работа с реальными пациентами)

3.1

Сообщение психотравмирующей информации и обсуждение диагноза, прогноза и этапности лечения

Введение на модуль

Сообщение психотравмирующей информации и обсуждение диагноза

Обсуждение прогноза лечения

Обсуждение этапности лечения

3.2

Техники повышения комплаентности и приверженности лечению на разных этапах терапии (от отрицания до принятия). Принятие информированного согласия о лечении, обсуждение побочных эффектов терапии, обсуждение качества жизни, обсуждение перехода от активной терапии к паллиативной, принятие сложных решений и обсуждение изменений в жизни, связанных с болезнью и лечением, вопросы информирования ближайшего окружения

Принятие информированного согласия о лечении; обсуждение побочных эффектов терапии

Обсуждение качества жизни; обсуждение перехода от активной терапии к паллиативной

Принятие сложных решений и обсуждение изменений в жизни, связанных с болезнью и лечением (мотивационное интервью)

Вопросы информирования ближайшего окружения (информирование семьи)

3.3

Практикум врачебной коммуникации в условиях реальной медицинской практики

Клиническая практика

Клиническая практика

Клиническая практика

Клиническая практика

4

Избранные технологии работы с личностью специалиста (профессиональной психопрофилактики)

Психообразовательная группа (методический тренинг): «Личностные последствия медицинской деятельности в области онкологии»

Балинтовская группа для специалистов (методический тренинг)

Тренинг профессиональной идентичности с опорой на актуализацию внутренних ресурсов личности специалиста (методический тренинг)

*Институт оставляет за собой право изменить содержание программы в пределах 10% занятий, а также изменить ответственных за преподавание отдельных занятий при сохранении общего качества образования.

 

В программе:

 

  • психология кризисных состояний и кризисная психотерапия в онкологической практике;
  • специфические реакции на заболевание у онкологических пациентов и их коррекция;
  • этапы формирования контакта и техники его установления, особенности коммуникации с пациентами с различными формами переживания болезни (депрессивными, агрессивными, ипохондрическими);
  • особенности профессиональной коммуникации на различных этапах течения и переживания болезни (сообщение психотравмирующей информации, обсуждение диагноза, этапности лечения и прогноза);
  • техники повышения комплаентности на различных этапах течения и переживания болезни;
  • отработка компетенций в условиях реальной клинической практики;
  • работа с личностью специалиста в ходе методического тренинга — психообразовательная группа, балинтовская группа и тренинг профессиональной идентичности.

 

Завершив программу, вы сможете: 

 

  • определять кризисное состояние у пациента и степень суицидального риска;
  • актуализировать и формировать у пациента антисуицидальный барьер;
  • устанавливать психотерапевтический контакт, учитывающий особенности течения и восприятия онкологического заболевания, даже с самыми «трудными» пациентами;
  • избегать искажений в профессиональной коммуникации, прорабатывать собственные контрпереносные реакции;
  • способствовать повышению приверженности онкологических пациентов лечению;
  • организовывать и проводить в своем учреждении психообразовательную, балинтовскую и суппортивную группу;
  • противостоять формированию у себя эмоционального выгорания!

 

123

 

Контактные данные:

Отдел по работе с клиентами: 
+7 (931) 348-31-20 (Светлана Рычкова) client@ipmp-spb.ru 
+7 (922)-921-61-31 (Ольга Велик) client@ipmp-spb.ru 

Дирекция: 
+7 (922)-965-06-25 (Артем Жариков) direction@ipmp-spb.ru 

Центр образования: 
+7 (962) 688-22-09 (Ирина Лысенко) rectorat@ipmp-spb.ru 
+7 (911)-006-79-60 (Александр Климов) rectorat@ipmp-spb.ru

 

Санкт-Петербургский Институт психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского, осуществляет образовательную деятельность на основании бессрочной лицензии от «13» мая 2014 года № 0988, выданной комитетом по образованию Правительства  г. Санкт-Петербурга.

 

Все Программы разработаны и утверждены на основании требований к образовательным программам дополнительного профессионального образования в соответствии с Федеральным законом РФ № 273-ФЗ от 29.12.2013 «Об образовании в Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966 «О лицензировании образовательной деятельности»; Приказом Министерства образования и науки РФ от 01.06.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».