Название цикла: Психотерапия, фокусированная на решении (краткосрочная позитивная психотерапия). Вторая ступень — практика и творчество в решение-фокусированной психотерапии.

Объем цикла:  36 уч. часов.

Сроки проведения: 11 – 13 ноября 2019 года

Время проведения занятий: 09.00–17.00.

Стоимость:

при оплате до 11 ноября - 13 500 рублей

при оплате до 21 октября - 11 500 рублей

Место проведения:  г. Санкт-Петербург, 8-я Линия Васильевского Острова, дом 83, 6 этаж.

 

Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!

 

Приглашаем врачей и психологов принять участие в уникальной программе повышения квалификации: «Психотерапия, фокусированная на решении (краткосрочная позитивная психотерапия). Вторая ступень — практика и творчество в решение-фокусированной психотерапии»!

 

Эта программа повышения квалификации является продолжением программы «Краткосрочная позитивная психотерапия (решение-фокусированная психотерапия)», традиционно вызывающей большой интерес и отклик у наших слушателей. Участие в данном цикле будет важным шагом на вашем профессиональном пути. Традиционно на цикле будет создана свободная непринужденная атмосфера, не будет сухой академичности, строгих зачетов и жестких рамок.

 

Это цикл тематического повышения квалификации для врачей психотерапевтов, психиатров, психиатров-наркологов и врачей других специальностей (с зачетом часов в программу переподготовки по специальности «Психотерапия»); цикл повышения квалификации для психологов, с зачетом часов в программу профессиональной переподготовки по специальности «Клиническая (медицинская) психология».

 

Программу будет проводить Ялов Анатолий Михайлович — признанный мастер гуманистического направления психотерапии и позитивной психотерапии, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии кризисных и экстремальных ситуаций факультета психологии СПбГУ. 

 

1

Основные его публикации:

  • Интегративно-динамическая модель групповой психотерапии (на основании анализа интеракций членов группы) Сборник Института им. В.М. Бехтерева. — «Интегративные аспекты современной психотерапии», СПб, 1992;
  • Нейролингвистическое программирование как новая парадигма в психотерапии. Журн. Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева, №3, 1993;
  • Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского СПб, «Питер», 1998;
  • Краткосрочная позитивная психотерапия. — СПб, «Речь», 2000;
  • Психологическая помощь в экстремальных ситуациях. Методическое пособие. — Изд. СПбГУ, СПб, 2006.

В программе могут принять участие: врачи-психотерапевты, психиатры, психиатры-наркологи, врачи других специальностей, клинические (медицинские) психологи, социальные и практические психологи, психологи других специальностей, студенты старших курсов психологических и медицинских факультетов. А также: социальные специалисты, социальные и коррекционные педагоги, а также специалисты центров занятости и профориентации.

 

По итогам освоения программы будет выдано удостоверение о повышении квалификации
установленного образца в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
«ПРАКТИКА И ТВОРЧЕСТВО В РЕШЕНИЕ-ФОКУСИРОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ»

 

Индекс

Содержание разделов и дисциплин

Приобретаемые компетенции

 
 

1.1

Ориентиры творческого применения решение-фокусированной психотерапии. Критерии интеграции.

1 Пара: открытие модуля (проводит А. Климов).

2 Пара: лекция «Техники и приемы различных направлений психотерапии в решение-фокусированной терапии».

3 Пара: семинар, упражнения: «Семейная генограмма», «Сновидения», «Фотоальбом», «Скепсис».

4 Пара: семинар, упражнение «Программы личностного развития через алгоритм в рабочих тетрадях».

Самостоятельная работа: «Консультирование с использованием приемов решение фокусированного подхода», работа с конспектом лекции «Техники и приемы различных направлений психотерапии в решение-фокусированном подходе»

Специалист понимает возможности и ограничения использования терапевтических интервенций, относящихся к различным методам современной психотерапии. Умеет квалифицированно осуществлять психотерапевтическое и клинико-психологическое вмешательство в различных областях индивидуальной и семейной психотерапии (психические заболевания в ремиссии, соматическая и наркологическая клиника)

 

1.2

Супервизия и интервизия в решение-фокусированной терапии

1 Пара: учебный фильм «Решение-фокусированный подход в работе с семьей».

2 Пара: семинар «Анализ терапевтической сессии».

3 Пара: групповая супервизия и интервизии.

4 Пара: семинар, упражнение «Моделирование консультативной сессии. Обратная связь и резюме в решение-фокусированной терапии».

Самостоятельная работа: работа с предоставленной литературой ««Краткое введение в краткосрочную терапию» — М., 1998 г., работа с конспектом лекции «Работа со сновидениями клиентов»

Специалист владеет методами оценки эффективности психотерапевтического и клинико-психологического вмешательства, умеет описывать и анализировать процесс и результаты вмешательства; выделяет критерии интеграции психотерапевтических техник современной психотерапии и решение-фокусированного подхода

 

1.3

Установки терапевта, его техническая оснащенность и спонтанность.

1 Пара: семинар, упражнение «Демонстрационная сессия»

2 Пара: семинар «Анализ терапевтической сессии».

3 Пара: семинар, упражнение «Анализ, обратная связь в индивидуальных моделирующих консультациях».

4 Пара: семинар «Терапевтическое кредо. Функции решение-фокусированного терапевта. Закрытие модуля (проводит А. Климов)».

Самостоятельная работа: «Консультирование с использованием приемов решение фокусированного подхода», работа с предоставленной литературой «Краткое введение в краткосрочную терапию» — М., 1998 г.

Специалист понимает специфичность отношения в диаде «терапевт–клиент» в рамках решение-ориентированного подхода; последовательно и стабильно реализует профессиональные роли психотерапевта в решение-фокусированной психотерапии

 

 

В программе:

1.Практика и творчество в решение-фокусированной психотерапии.

2.Интеграция техник и приемов различных направлений психотерапии в решение-фокусированной терапии.

3.Решение-фокусированный подход в работе с семьей.

4.Упражнения «Семейная генограмма», «Сновидения», «Фотоальбом», «Скепсис».

5.Супервизия и интервизия в решение-фокусированной терапии.

6.Установки терапевта, его техническая оснащенность и спонтанность.

 

Освоив программу, вы:

 

— структурируете целостную картину консультативной сессии;

 усовершенствуете навыки решение-фокусированного консультирования, анализа трудных ситуаций в консультировании;

 приобретете творческие ориентиры для использования технических приемов различных психотерапевтических методов.

 

Мы ждём вас, дорогие коллеги!

  

123

 

Контактные данные

 

 

Отдел по работе с клиентами: 

+7-812-467-47-90, client@ipmp-spb.ru

 

ЧТО ТАКОЕ КРАТКОСРОЧНАЯ ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ?

  

 

2.png

Краткосрочная психотерапия и психологическое консультирование — важная альтернатива глубинной психотерапии последних лет. В ряду других методов краткосрочной психотерапии краткосрочная позитивная психотерапия является одним из ярчайших явлений, представляющая новую волну в современно психотерапии.

Центральная позиция этого методы — активизация собственных ресурсов пациентов (клиентов) для решения их психологических проблем и привлечение целого ряда саногенетических психологических механизмов, способствующих преодолению пограничных психических расстройств. В качестве основоположников краткосрочной позитивной психотерапии можно отметить Шазера (ShazerS. De) в США, Уайт (White М.) в Австралия, Эпстона (Epston D.) — Новая Зеландия, Ахолу и Фурмана (Ahola Т., Furman В.) — Финляндия.

 

Среди отечественных специалистов, развивающих Краткосрочную позитивную психотерапии в нашей стране, особняком стоит фигура Анатолия Михайловича Ялова. Анатолий Михайлович является носителем метода, он не только обосновал возможность применение этого метода в клинике неврозов, но и активно сотрудничал с Беном Фурманом (даже вернее активно его подталкивал) при издании его известного психотерапевтического бестселлера «Краткосрочная позитивная психотерапия» (2000) в России. В этом издании А.М. Ялов выступил автором предисловия и научным редактором. Анатолий Михайлович первым начал преподавание краткосрочной позитивной психотерапии, имеющей также и другое название — solution talk, в нашей стране.

 

Анатолий Михайлович уже обучил в нашем Институте целую группу специалистов этому замечательному методу для применения его в клинике, психологии и педагогике.

 

Между тем, возможности Краткосрочной позитивной психотерапии недооценены профессиональным сообществом нашей страны. Этот метод прекрасно зарекомендовал себя не только в клинике невротических расстройств, но, что очень важно, он с успехом применяется в психологическом консультировании и педагогике.

 

Он может выступать яркой альтернативой современным когнитивистским и гуманистическим подходам. Фактически, краткосрочная позитивная психотерапия, выступает третьим опорным методом для реализации различных программ психологического консультирования (наряду с когнитивным и гуманистическим подходами). Но одновременно, его позитивный ракурс, является чрезвычайно полезным для применения и в большой психиатрии, и в коррекционной педагогике, где нахождение ресурса при необратимых состояниях может выступить возможным вариантом и основой суппортивной психотерапии.

 

Особенность работы в этом психотерапевтическом подходе заключается в ориентации фокуса психотерапевтического воздействия на ресурсы человека. Внимание психотерапевта и клиента направлено на решение проблемы, а не на поиск ее причин и источников. Вместо психоаналитического вопроса «Почему это случилось?» и «Кто виноват?» на первое место в работе психолога и психотерапевта выходит вопрос «Что можно сделать?». Это позволяет вовлекать в решение проблемы и социальное окружение клиента (семью, друзей, других специалистов: учителей, врачей и т.д.) и добиваться прекрасных результатов за более короткое время.

 

Описываемый подход эффективен как в работе с индивидуальными проблемами взрослых людей, так и в работе с супружескими конфликтами, проблемами детско-родительских отношений, поведенческими проблемами детей, проблемами трудоустройства и др.

 

ПОЧЕМУ КРАТКОСРОЧНАЯ ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

ЛУЧШЕ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ?

 

Представители этого направления. и в частности Анатолий Михайлович, считают, что анализ причин болезни или проблемы (принципиальный для психоаналитических и психодинамических психотерапевтических методов) неминуемо приводит к появлению или усилению чувства вины у пациента. Причем, и сами динамические психотерапевты отмечают, что это чувство вины тем более выражено, чем более глубоко сам пациент и его близкие осознают «патогенетические причины» болезни. Их критика процесса осознания, являющегося ключевым для психодинамических методов, согласуется с последними психологическими исследованиями. Эти исследования показывают, что суждение человека о своих прошлых трудностях часто является не инсайтом, а так называемым хинсайтом.

 

Хинсайт (от англ. hindsight bias; в русскоязычной литературе распространено написание «хиндсайт») или феномен «я знал это с самого начала» («я так и знал», «так я и знал!»; англ. I-knew-it-all-along) — ретроспективный детерминизм, ретроспективное искажение прошлого опыта. Это склонность человека воспринимать события и факты, которые уже произошли и которые были определены или установлены позднее, как очевидные и предсказуемые, несмотря на отсутствие достаточной первоначальной информации для их предсказания. Ошибка хайндсайта может приводить к серьезному искажению процессов восстановления и воспроизведения прошлого опыта, приводя к ложным заключениям. Таким образом, этот эффект может становиться причиной серьёзных методологических проблем на всех этапах анализа и интерпретации результатов экспериментальных исследований и собственного опыта.

 

Именно такие психологические эффекты, а также «побочные» самообвинения и обвинения своих близких, по мнению позитивистов, являются препятствием к сотрудничеству пациента и его близких с психотерапевтом. Именно это, а не трудности осознания, являются причиной низкой эффективности и длительности психодинамической психотерапии. Исходя из этих представлений, последователи краткосрочной позитивной психотерапии не фиксируются на поиске причин расстройств своих пациентов (их все равно невозможно определить из-за эффекта хинсайта), а ориентированы на выявление и активацию позитивных ресурсов для преодоления, расстройств и психологических трудностей. Позитивисты апеллируют к сознанию пациентов и создают условия для переживания пациентами так называемых позитивных инсайтов — состояний интуитивного нахождения решений проблемы, которое приводит к переживанию счастья.

 

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ КРАТКОСРОЧНАЯ ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

ОТ КОГНИТИВНО–ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ?

 

Краткосрочная позитивная психотерапия при глубоком анализе обнаруживает определенное сходство с методами современной когнитивно-поведенческой психотерапии. Позитивисты тоже говорят о подкреплении и научении, они также как и когнитивисты считают, что свой поведенческий ресурс и возможности изменения уже содержится в опыте пациента. Но есть и серьезные различия.

Так, позитивная краткосрочная психотерапия видит опору в изменении человека только в позитивных представлениях и опыте жизни пациента. В краткосрочной позитивной психотерапии используются только позитивные подкрепления в работе с пациентом и его близкими. Основой позитивной методологии является не структуралистский, как у когнитивистов, а позитивистский (в философском смысле) подход — философия позитивизма.

Существенное достижение философия позитивизма — признание тесной взаимосвязи любого знания с социальными институтами, такими как политика, государство, религия, семья и пр. Такой философский подход стимулирует поиск ресурсов в любых измерениях человеческого существования и субъективном устройстве времени. При таком подходе поиск ресурсов может быть ориентирован на прошлое («Что раньше помогало вам преодолевать подобные проблемы? Как такие проблемы разрешали ваши родственники, знакомые?»), на настоящее («Что сейчас помогает вам разрешать проблему, хотя бы временно?») и на будущее («Кто или что могло бы вам помочь в разрешении проблемы?»).

Такой взгляд на психотерапию в определенной мере сближает краткосрочную позитивную психотерапию с некоторыми неокогнитивистскими подходами, такими как нейролингвистическое программирование и эриксоновская гипнотерапия, но позволяет преодолеть их относительный схематизм, технические шаблоны и мифы.

 

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ КРАТКОСРОЧНАЯ ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

ОТ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ?

 

Если системная семейная психотерапия, как и другие варианты классической семейной психотерапии, непреложно требует посещения психотерапевтических занятий всей семьей, а обсуждение семейной динамики и формирование терапевтической программы осуществляется коллективом психотерапевтов в кулуарах, то краткосрочные позитивные психотерапевты творчески расширили возможности семейной психотерапии. Они не предъявляют пациенту и его семье таких жестких требований, а обсуждение терапевтической программы проводят совместно с пациентом и его близкими (позитивный принцип «гласности в психотерапии»).

 

И, НАКОНЕЦ, ЧЕМ КРАТКОСРОЧНАЯ ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ?

 

Несомненно, в позитивистском мировоззрении есть определенное родство с психотерапевтическими методами экзистенциально-гуманистического направления психотерапии. Такое сходство связано с тем, что с гуманистической парадигмой краткосрочная позитивная психотерапия проделала то же самое, что и с другими психотерапевтическими системами: она заимствовала все самое очевидное, смело отбросив все то, что напоминает концептуальный догматизм.

 

Что принимает позитивная психотерапия из спектра гуманистических идей? Тем более, что некоторые специалисты относят краткосрочную позитивную психотерапию к гуманистическим методам… Скандинавская модель позитивной психотерапии (еще одно название краткосрочной позитивной психотерапии) так же, как и все гуманистические концепции, оставляет за человеком право свободы построения своей жизни и способности к этому, она стремиться к интеграция человека в целостность единства тела, психики и духа. Представители позитивной психотерапии склонны видеть человека прирождённо активным, борющимся, повышающим свои возможности, способным к позитивному движению. Усилия позитивных психотерапевтов направлены на осуществление своего предназначения, а не просто на устранение каких-то болезненных симптомов и разрешения психологических трудностей.

 

Но как только гуманистическая парадигма переходит на поле концептуальных схем — «личностный рост», «экзистенциальный кризис», «подлинность», «ответственность», «граница контакта» — краткосрочная позитивная психотерапия преодолевает и эти ограничения. Ведь действительно — не все пациенты могут и хотят расти; позитивная психотерапия скептически относится к содержанию экзистенциального кризиса; ответственность в понимании гуманистов похожа на недостижимый идеал; психотерапевтический контакт может и не иметь никакого цикла и условностей; и ответственность человек может успешно и изящно не нести…

 

Подводя итоги, можно отметить, что эта психотерапевтическая модель не только вобрала в себя все самое лучшее из разных психотерапевтических парадигм, но смогла обеспечить качественную и целостную систему помощи людям с различными расстройствами, психологическими и педагогические проблемами, не скатившись при этом в «психотерапевтическую полипрагмазию» и малоэффективную эклектику.

 

Как избежать психотерапевтического хаоса, используя элементы различных психотерапевтических систем? Как пройти по тончайшему лезвию бритвы, сохранив с одной стороны психотерапевтическую эффективность, а с другой реально сократив сроки психотерапевтического вмешательства?

 

Посетив программу Анатолия Михайловича, сможете получить детальные и практические ответы на эти и другие вопросы и сделать важные шаги к развитию своей психотерапевтической практики!

 

Ждём вас, дорогие коллеги!

 

Гарантируем тёплый приём, создание дружеской психотерапевтической среды, качественное персонализированное обучение. Иногородним поможем подобрать оптимальный вариант проживания в Санкт-Петербурге. Возможно составление индивидуального плана обучения без изменения стоимости.

 

(если вы не нашли здесь нужную вам программу обучения или вам необходима консультация — звоните по телефону +7(812) 467-47-90 в любое время, и мы вместе сформируем индивидуальный план обучения!)

 

 

123

 

Контактные данные

 

Отдел по работе с клиентами: 

+7-812-467-47-90, client@ipmp-spb.ru


ОТЗЫВЫ О ПРОГРАММЕ

 

Ксения Чинакаева

Всем здравствуйте! С 8 по 13 февраля я побывала на курсе краткосрочной позитивной психотерапии. Осталась в восторге от уютной, доброжелательной и, действительно, ПОЗИТИВНОЙ обстановки, которую создавал Анатолий Михайлович и мы сами, конечно))
6 дней пролетели, как один, что на выходе: 1. знания и навыки очень экономичного с точки зрения временных затрат и собственных эмоциональных и душевных вложений в течение сессии 2.собственная психотерапия во время обучения и, соответственно, решение своих проблем 3.масса новых интересных знакомых и масса новых идей для воплощения!
Благодарю, Вас, Анатолий Михайлович, и ИПМП им. Карвасарского за предоставленный цикл и отличную организацию всего процесса.

Наталья Галюк-Каушене

Здравствуйте! С 8 по 13 февраля я побывала на курсе краткосрочной позитивной психотерапии. Я также, как мои коллеги, осталась очень довольна доброжелательной и позитивной программой, а также ПОЗИТИВНОЙ обстановки на программе с Анатолием Михайловичем Яловым. Время проведенное на курсе очень ценно тем, что мы не только учились помогать другим. А в первую очередь мы решали собственные запросы. Я считаю это очень важным. Так как самим специалистам важно находиться в ресурсе и только тогда ты можешь помочь другому. Очень благодарна Анатолию Михайловичу за терпение, знания и желаение поделиться накопленным. Необыкновенная душевная щедрость, профессионализм и терпение наставника. Благодарю Вас за это чудесный подарок.

Alina Tolstykh

На прошлой неделе я прошла обучение в нашем "Институте психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского" новому для себя методу: "Краткосрочной позитивной психотерапии". 
Этот курс провел замечательный человек и качественный специалист в области психотерапии Ялов Анатолий Михайлович. 
Курс был очень полезен именно с точки зрения освоения метода, т.к. у нас было очень много практики, что позволило почувствовать и понять этот подход психотерапии и консультирования! 
Я очень рада тому, что у меня получилось найти для этого время и все шесть дней посвятить обучению! 
Также хочу отметить, что у нас была замечательная учебная группа, было приятно вместе работать и учиться, сложилась по-настоящему позитивная, доброжелательная атмосфера! 
Очень надеюсь, что будет продолжение!

Юрий Ионов

Институт психотерапии и медицинской психологии организовал курс А. М. Ялова по краткосрочной позитивной психотерапии. 
Александр Климов, представитель центра образования ИПМП им. Б. Д. Карвасарского настраивает студентов на личные образовательные цели и вводит ответственность каждого за их реализацию, аккурат, в соответствии с изучаемым методом.
SFBT (КППт ОРКТ) полностью отвечает своему наименованию, как в русском звучании, так и в оригинальном.
Действительно, метод краткосрочной работы – и контакт выстраивается поминутно, и результаты достигаются кратчайшим путём.
Действительно, фокусированный на решении – благодаря сосредоточению на значимых аспектах опыта, которые сам же клиент и вычленяет, с помощью организуемого терапевтом мозгового штурма.
И, действительно, позитивная, так как акцентирует внимание на позитивном опыте (наличествующем), так и за счёт применения метода положительного подкрепления (поддержки) продуктивных действий и ценностных ориентаций, как преподавателя (терапевта), так и студента (клиента).
Например, когда терапевт ценит активность человека, так он и поддерживает малейшую продуктивную активность клиента, проявленную в конструктивной манере.

Каждый день ведущий курса Анатолий Михайлович вводит новые темы, и даёт отрабатывать их практически, реализуя принципы КППт (выделяется 7 базовых идей) и в преподавании, помогая усваивать их и многообразные техники в непосредственном взаимодействии, в каждую минуту интенсивно идущей работы, а не лишь рассказывая о них.
КППт, можно сказать, это метод, который делает ненужным этап зависимости клиента от терапевта – тот этап, который так необходим в долгосрочном подходе работы, например в динамическом, ориентированном на реконструкцию личности клиента. Тот самый этап, который так эмоционально насыщен для клиента психотерапии. И это так же сокращает время психологической помощи.
Клиент КППт – это человек, который ищет новые или более эффективные пути действенного разрешения сложностей, возникших в ходе своей жизни. Хозяин своей судьбы.
Этот метод направлен не столько на понимание клиентом себя, как в психодинамическом направлении, а скорее на выработку нового решения и обретение готовности к его пробе.
Это и является ценным и достаточным результатом такой краткосрочной работы.

 

Санкт-Петербургский Институт психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии от «13» мая 2014 года № 0988, выданной комитетом по образованию Правительства  г. Санкт-Петербурга.

 

Все Программы разработаны и утверждены на основании требований к образовательным программам дополнительного профессионального образования в соответствии с Федеральным законом РФ № 273-ФЗ от 29.12.2013 «Об образовании в Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966 «О лицензировании образовательной деятельности»; Приказом Министерства образования и науки РФ от 01.06.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».