Название цикла: Когнитивно-поведенческие техники в системной семейной психотерапии. Современная семья как объект психотерапии

Объем цикла:  144 уч. часа

Сроки проведения: 05 – 17 августа 2019 г.

Время проведения занятий: 09:00 – 17:00.

Стоимость:  26,5 тыс. руб. (обучение, экзамен, документы), при оплате до 10 июля - 23,8 тыс. руб.

Место проведения:  г. Санкт-Петербург, 8-я Линия Васильевского Острова, дом 83, 6 этаж.

 

Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!

 

Приглашаем врачей и психологов в г. Санкт-Петербург принять участие в программе «Когнитивно-поведенческие техники в системной семейной психотерапии. Современная семья как объект психотерапии»! Программа является сертификационным циклом для врачей и циклом повышения квалификации для психологов.

 

В программе:

 

1. «Современные представления о гармоничных и дисфункциональных семьях» — это, по сути, и есть психология современной семьи. Проблемой (и немалой) для формирования специалиста в семейной терапии является факт, что у каждого из нас в той или иной степени есть опыт семейственности. Соответственно, всегда возникает соблазн принять собственную норму семьи, или даже норму своего ближайшего окружения за универсальную и оказывать помощь, отталкиваясь от нее.

В не клиническом подходе это, возможно, не так критично, поскольку пока речь идет о помощи полностью гармоничному человеку специалист имеет право вообще не размышлять категориями нормы и «патологии» и просто следовать за своим клиентом. Но как только мы имеем дело с семьей, в которой есть болеющий или страдающий человек, или с семьей в кризисе, мы должны изменить парадигму помощи на клиническую – чтобы не было результата в стиле «по-прежнему болею, но теперь этим горжусь». А тут без понимания общей нормы и патологии обойтись сложно.

Единственной альтернативой индивидуальной норме на практике выступает профессиональное знание – обобщенный в устойчивых связях и понятиях результат исследования семьи как объекта психологической и психотерапевтической помощи. Именно с позиции психологии семьи специалисты в семейной помощи имеют возможность оценить функционирование семьи пациента и отделить уникальные предпочтения пациента от дисфункциональных семейных стереотипов.

 

2. «Основные подходы в помощи дисфункциональным семьям» – это базовые психотерапевтические умения, напрямую не привязанные ни к одному методу. Перед изучением сложных движений, составляющих танец или боевое искусство, хорошо бы освоить простые и произвести подготовку - как минимум укрепить мышцы, развить гибкость и научиться ходить по прямой, не отклоняясь и не падая.

Точно также происходит в семейной терапии – перед тем как изучать какие-то методы и техники, хорошо бы освоить базовые умения – как устанавливать с семьей контакт, как вовлекать и мотивировать на участие «сопротивляющихся» родственников, как помочь семье сформулировать цель терапии и создать систему договоренностей, обеспечивающих их реальное участие в терапии. Отдельным блоком выступает практика формулирования семейного диагноза, увязывающего отдельные параметры семьи и семейный симптом в целостную объяснительную схему, позволяющую создать программу помощи семье.

 

3. Модуль «Когнитивно-поведенческие техники в системной семейной психотерапии» представляет собой уникальный продукт – техничность и структурированность когнитивно-поведенческой психотерапии отлично дополняет системный подход к помощи семье, в котором всегда определяются наиболее точные мишени психотерапевтического воздействия. В результате специалисты в семейном подходе получат инструмент, позволяющий добиться реальных управляемых изменений в максимально короткие сроки прежде всего за счет точных поведенческих предписаний и экспериментов, воздействующих именно на те стороны семьи, которые вносят максимальный вклад в формирование патологического страдания одного или нескольких членов семьи.

Именно за счет такой позиции удается как сохранить уникальный стиль взаимодействия и цель и ценности семьи (за счет базовых умений, изучаемых в модуле «Основные подходы в помощи дисфункциональным семьям»), так и избежать искусственного затягивания терапевтического процесса в ожидании пока семья «сама дозреет и поймет как решить эту проблему». Вместо этого за счет активного участия в поведенческих и когнитивных экспериментах семья быстро обнаруживает наиболее удовлетворяющие ее способы жизни и устраняет нереалистичные представления, которые могли препятствовать использованию этих способов жизни раньше.

 

4. Группа семейного опыта – личностно-ориентированный и методический тренинг, позволяющий в безопасных условиях проанализировать как собственные, так и общечеловеческие наиболее распространенные стереотипы семейных отношений со всеми их плюсами и минусами через призму «модельной семьи», которую каждый участник создаст прямо на семинаре. В группе могут принимать участие настоящие семьи и супружеские пары!

 

Оформить заявку на обучение и задать любые интересующие Вас вопросы можно, позвонив нам по номеру +7 812 467-47-90 или написав по адресу client@ipmp-spb.ru

123

 

Небольшая справка:

 

При системной подходе к семейной психотерапии «пациентом» становится не отдельный человек, а семья в целом. Проблемы и возникшие в семье трудности рассматриваются с трех позиций: функционализма (симптом имеет приспособительную, адаптационную природу), конструктивизма (способы описания членами семьи проблему во многом определяют проблему), системного подхода (в создании симптома участвуют все члены семьи).

Дисфункциональная семья характеризуется нарушением в возможности семьи удовлетворять значимые потребности ее участников, наименее приспособленный из которых вынужден формировать патологическую (симптоматическую) адаптацию и рассматривается остальными в качестве «идентифицированного пациента».

Системная семейная психотерапия оказывается эффективна прежде всего потому, что способна предложить семье взгляд «с высоты птичьего полета» с указанием роли и ответственности каждого в формирование семейной дисфункции. Таким образом удается конфронтировать с представлениями семьи о том, что лечить (помогать) нужно только наиболее страдающему члену семьи («носителю симптома») а остальные могут продолжать жить обычной жизнью в ожидании результата.

Стандарт современной семейной психотерапии предполагает работу с ко-терапевтом противоположного пола, выбор которого является непростой задачей, требующей понимание критериев отбора и умение распределить роли в ко-терапевтической паре, однако в сработавшейся паре эффективность воздействия, а также степень свободы в терапии существенно превышает индивидуальную форму помощи.

В сложных клинических случаях даже у самых подготовленных специалистов периодически будут возникать проблемы и сложности при взаимодействии с семьей, поэтому периодически необходима супервизия личных и профессиональных случаев семьи, позволяющая выявить как собственные нарушенные взаимоотношения, так и причины трудностей, возникающие при осуществлении семейной психотерапии.

Сама логика помощи таким пациентам представляет собой сочетание различных методов и форм психотерапии, а правила формирования такой программы выходят за пределы этого цикла должны изучаться отдельно на циклах по клинической психотерапии и циклах, посвященных отдельным клиническим группам.

Тем не менее, семейная форма психотерапии показала свою эффективность в помощи пациентам с невротическим расстройством, зависимостью, психосоматическим заболеванием, личностным расстройством, шизофренией и депрессией и в обязательном порядке должна быть включена в программу помощи таким пациентам.

 

Расписание занятий

 

Дата

Индекс

Наименование разделов

Наименование учебных пар

Преподаватель

5-7 августа 2019

1

«Группа семейного опыта» - личностная и методическая группа для семейных терапевтов

Назыров Р.К.

8-10 августа 2019

2

Современные представления о гармоничных и дисфункциональных семьях

8 августа 2019

2.1

Современная семья в норме и патологии

1 Пара: Личностные и профессиональные компетенции, обеспечивающие качественное понимание современной семьи.

Климов А.А.

2 Пара: Особенности профессиональной идентичности специалиста при проведении семейной психотерапии.

Климов А.А.

3 Пара: Краткая история становления семейно-супружеской психотерапии. Современные подходы в семейной психотерапии.

Климов А.А.

4 Пара: Семья как объект клинической психотерапии: семейная психотерапия в клинике.

Климов А.А.

9 августа 2019

2.2

Психология семьи. Динамика, структура, функции.

1 Пара: Психология современной семьи. Виды современных семей. Психологические признаки семьи. Цели семьи.

Толстых А.Т.

2 Пара: Границы семьи и ее подсистем. Структура семьи.

Толстых А.Т.

3 Пара: Динамика семьи. Личностная динамика в контексте семьи.

Толстых А.Т.

4 Пара: Функции семьи.

Толстых А.Т.

10 августа 2019

2.3

Психология семьи. Семейные механизмы. История семьи. Миф семьи. Иные семейные параметры.

1 Пара: Семейные механизмы: лидерство, планирование, копинги, кризисы, патологические феномены

Климов А.А.

2 Пара: История семьи. Миф семьи. Правила семьи.

Климов А.А.

3 Пара: Структура семейных ролей.

Климов А.А.

4 Пара: Иные семейные параметры. Завершение модуля.

Климов А.А.

12-14 августа 2019

3

Основные подходы в помощи дисфункциональным семьям

12 августа 2019

3.1

Профессиональная коммуникация с семьей

1 Пара: Личностные и профессиональные компетенции, обеспечивающие качественную профессиональную помощь современной семье

Назыров Р.К.

2 Пара: Особенности выбора ко-терапевта и формирования партнерских отношений.

Назыров Р.К.

3 Пара: Первая встреча в формате семейной психотерапии. «Запуск» семейной системы.

Назыров Р.К.

4 Пара: Принципы коммуникации с семьей.

Назыров Р.К.

13 августа 2019

3.2

Диагностика в семейной психотерапии.

1 Пара: Определение границ семейной системы.

Назыров Р.К.

2 Пара: Определение динамики, структуры и функций семьи.

Назыров Р.К.

3 Пара: Диагностика основных семейных механизмов и параметров.

Назыров Р.К.

4 Пара: Формулирование семейной психотерапевтической гипотезы.

Назыров Р.К.

14 августа 2019

3.3

Психотерапевтический контракт с семьей.

1 Пара: Контекстная мотивация всех членов семьи.

Назыров Р.К.

2 Пара: Формулирование согласованной семейной цели.

Назыров Р.К.

3 Пара: Психотерапевтический контракт с семьей.

Назыров Р.К.

4 Пара: Психотерапевтический контракт с семьей. Завершение модуля.

Назыров Р.К.

15-17 августа 2019

4

Когнитивно-поведенческие техники в системной семейной психотерапии

15 августа 2019

4.1

Основы системной семейной психотерапии

1 Пара: Личностные и профессиональные компетенции в системной семейной психотерапии

Климов А.А.

2 Пара: Семейная системная психотерапия. Этапы семейной психотерапии, принципы качественной семейной психотерапии.

Климов А.А.

3 Пара: Основные группы техник в системной семейной психотерапии.

Климов А.А.

4 Пара: Техники мотивации семьи и помощи в формулировании согласованных семейных целей.

Климов А.А.

16 августа 2019

4.2

Избранные когнитивно-поведенческие техники системной семейной психотерапии

1 Пара: Техники уточнения семейных границ.

Толстых А.Т.

2 Пара: Техники, направленные на улучшения коммуникации.

Толстых А.Т.

3 Пара: Техники, направленные на оптимизацию семейных функций.

Толстых А.Т.

4 Пара: Техники, направленные на оптимизацию подсистем.

Толстых А.Т.

17 августа 2019

4.3

Избранные когнитивно-поведенческие техники системной семейной психотерапии. Оценка готовности к практике.

1 Пара: Техники оптимизации механизма решения проблем.

Климов А.А.

2 Пара: Техники коррекции патологических стереотипов.

Климов А.А.

3 Пара: Нарративные семейные техники.

Климов А.А.

4 Пара: Проверка готовности к самостоятельной практике в семейной форме психотерапии. Завершение модуля.

Климов А.А.

*Институт оставляет за собой право изменить содержание программы в пределах 10% занятий, а также изменить ответственных за преподавание отдельных занятий при сохранении общего качества образования.

 

Для тех, кто никогда не работал с семьями – Вы сможете:

 

  • Разработать критерии поиска и подготовки себе ко-терапевта.
  • Начать практику семейной психотерапии уже после освоения этой программы!

 

Завершив программу, Вы сможете:

 

  • Проводить диагностику семейной системы (с точки зрения границ семейной системы, функционирования семейных подгрупп, семейных функций, семейных целей, семейных механизмов и семейного нарратива, и семейных мифов).
  • Определять значение семейного фактора при возникновении (поддержании) симптомов идентифицированного пациента, учитывать особенности системной семейной психотерапии при лечении различных расстройств.
  • Формулировать системную гипотезу.
  • Мотивировать к семейной психотерапии как отельных членов семьи, так и семью в целом.
  • Помочь семье в формулировании семейной цели.
  • Заключать психотерапевтический контракт с семьей.
  • Применять семейные техники на начальном, основном и заключительном этапе семейной психотерапии для достижения результата!

 

В роли участника группы семейного опыта у Вас есть возможность:

 

  • Понять причины собственных сложностей во взаимоотношениях в семье и начать их решать.
  • Понять природу создания гармоничных семейных отношений.
  • Повысить качество коммуникации с близкими людьми.
  • Обнаружить неосознаваемые личностные особенности, снижающую эффективность проводимой семейной психотерапии.
  • Подготовить свою личность к системной семейной психотерапевтической деятельности.

 

Оформить заявку на обучение и задать любые интересующие Вас вопросы можно, позвонив нам по номеру +7 812 467-47-90 или написав по адресу client@ipmp-spb.ru

 

123

 

Санкт-Петербургский Институт психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского, осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии от «13» мая 2014 года № 0988, выданной комитетом по образованию Правительства г. Санкт-Петербурга

 

Все Программы разработаны и утверждены на основании требований к образовательным программам дополнительного профессионального образования в соответствии с Федеральным законом РФ № 273-ФЗ от 29.12.2013 г. «Об образовании в Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. N 966 «О лицензировании образовательной деятельности»; Приказом Министерства образования и науки РФ от 01.06.2013 №499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».