Название цикла: Психиатрические, психотерапевтические и клинико-психологические вопросы онкологической практики: профилактика суицидального поведения и повышение комплаентности онкобольных.

Объем цикла:144 уч. часа.

Сроки проведения: 03-15 июня 2019 г.

Время проведения занятий: 09:00 – 17:00.

Стоимость:  26,5 тыс. руб. (обучение, экзамен, документы) при оплате до 03 марта - 21,2 тыс. руб., при оплате до 03 апреля - 22,5 тыс. руб., при оплате до 03 мая - 23,8 тыс. руб.

Место проведения:  г. Санкт-Петербург, 8-я Линия Васильевского Острова, дом 83, 6 этаж, каб. 607.

 

Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!

 

Приглашаем врачей, медицинских сестер и психологов принять участие в образовательной программе ПСИХОТЕРАПИЯ В ОНКОЛОГИИ «Психиатрические, психотерапевтические и клинико-психологические вопросы онкологической практики: профилактика суицидального поведения и повышение комплаентности онкобольных», которая пройдет в г. Санкт-Петербург!

 

В программе могут принять участие: врачи-онкологи онкологических диспансеров, онкологических кабинетов и хосписов, врачи-психотерапевты, врачи-психиатры, врачи-неврологи, врачи-анестезиологи, врачи-терапевты, клинические фармакологи, клинические психологи, психологи, медицинские сестры, имеющие высшее образование и занятые в онкологической службе.

 

По итогам освоения программы будет выдано удостоверение о повышении квалификации установленного образца. Врачи-психотерапевты, успешно прошедшие цикл и выдержавшие сертификационный экзамен, смогут продлить сертификат специалиста государственного образца. Часть часов может быть зачтена в программы профессиональной переподготовки по специальностям «Психотерапия» (для врачей) и «Клиническая (медицинская) психология» (для психологов).

 

Программа включает четыре трехдневных модуля.

 

Модуль 1. Особенности реагирования на болезнь. Профилактика суицидального поведения пациентов онкологических клиник. На этом модуле вы узнаете об особенностях внутренней картины болезни у онкологических пациентов, познакомитесь с психологией кризисных состояний (протекание нормального и патологического кризиса, разница между психической и психологической травмой, нормальными и патологическими реакциями горя) и основами суицидологии (суицидальное поведение, критерии оценки суицидального риска). Узнаете об особенностях восприятия переживаний болезни ближайшим окружением больного, его семьей, и специалистами онкологической практики, а также о патологических формах их реагирования на заболевание (в том числе контрпереносных реакциях). Вы изучите коморбидные психические расстройства онкологических пациентов — тревожные, депрессивные, ипохондрические, суицидоопасные состояния, острую реакцию на стресс и ПТСР. И, конечно же, будут разбор реальных клинических случаев и практика на пациентах.

 

Модуль 2. Профессиональная коммуникация врача с пациентом и родственниками. Диагностика и преодоление болевого синдрома. В ходе тренинга вы научитесь формировать профессиональный контакт с пациентом и его родственниками с использованием техник активного слушания и профессиональной поддержки, прояснения и уточнения причин страдания. Также, обнаружив страдание в виде болевого синдрома, Вы сможете понять его причины и предположить стратегию, применение которой снизит уровень страдания Вашего пациента.

 

Модуль 3. Особенности врачебной коммуникации на разных этапах переживания болезни (работа с реальными пациентами). На данном модуле вы освоите коммуникативные технологии сообщения психотравмирующей информации и обсуждения диагноза, прогноза, этапности лечения. Вы также освоите техники повышения комплаентности на разных этапах течения, терапии и переживания заболевания (принятие информированного согласия на лечение, обсуждение побочных эффектов терапии, качества жизни и ее изменений в связи с заболеванием, перехода от активной терапии к паллиативной, помощь в принятии сложных решений, вопросы информирования ближайшего окружения). Все изученные технологии коммуникации вы сможете отработать в условиях реальной медицинской практики.

 

Модуль 4. Избранные технологии работы с личностью специалиста (профессиональной психопрофилактики). Модуль, направленный на обеспечение жизнестойкости специалистов, участвующих в оказании профессиональной помощи пациентам с онкологическим заболеванием. Включает в себя тренинг «Личностные последствия медицинской деятельности в области онкологии» (психообразовательная группа), балинтовскую группу и тренинг профессиональной идентичности с опорой на актуализацию внутренних ресурсов личности специалиста.

 

Мы ждём вас, дорогие коллеги!

 

123

 

Контактные данные:

 


Телефон: +7 812 467-47-90 
Электронная почта: 
client@ipmp-spb.ru

 

О программе 

На данном цикле у вас будет возможность поучаствовать в адаптированном к системе российского здравоохранения тренинговом курсе «Communication Skills Training», разработанном в отделении психиатрии Memorial Sloan Kettering Cancer Center (Нью-Йорк, США). Актуальность данной программы обусловлена прежде всего высокой онкологической заболеваемостью (ежегодно из 100 000 населения новообразование обнаруживают у 420 человек), ее неуклонным ростом и все еще высокой летальностью (в расчете на те же 100 000 человека около 200 умирают).

 

Новообразования занимают второе место среди причин смерти, в связи с чем постановка диагноза онкологического заболевания зачастую становится настоящим ударом для пациента и его близких. А ведь онкологическими заболеваниями страдает 2,5% населения нашей страны! Частота суицидов среди онкологических больных в России составляет около 5%, что в 3,6 раза выше, чем в популяции лиц тех же возрастных групп, а о наличии суицидальных мыслей сообщают 80% пациентов!

 

Высока частота коморбидных психических нарушений: у онкологических пациентов обнаруживают тревожные, депрессивные, ипохондрические расстройства, острые реакции на стресс, посттравматические стрессовые расстройства. Их наличие порой сказывается на качестве жизни, комплаентности онкобольных, а, следовательно, на эффективности лечения. Так что же может дать современная психотерапия пациентам, страдающим онкологическими заболеваниями?

 

Психотерапевтические технологии помогают пациенту и его окружению проработать кризисные переживания и принять болезнь, позволяют снизить суицидальный риск, улучшить функционирование семейной системы пациента, скорригировать возникающие коморбидные пограничные психические расстройства и болевой синдром, способствуют преодолению психосоциальных факторов онкопатологии, повышению качества жизни пациента. Чрезвычайно важны также паллиативная поддержка и терминальная психотерапия.

 

Необходимо отметить, что и специалисты, работающие с онкологическими пациентами, очень часто испытывают душевные страдания! Кому не известен термин «синдром выгорания»?! По определению ВОЗ «синдром выгорания» рассматривается как «…физическое, эмоциональное или мотивационное истощение, характеризуемое нарушением продуктивности в работе, усталостью, бессонницей, повышенной подверженностью соматическим заболеваниям, употреблению алкоголя или других психоактивных веществ с целью получить временное облегчение, что имеет тенденцию к развитию физиологической зависимости и суицидального поведения».

 

Проведённое исследование показало, что у 18,13% врачей-онкологов выявлено профессиональное выгорание; а признаки формирующегося синдрома профессионального выгорания выявляют у 65% онкологов и у 67% онкопедиатров. Профилактировать профессиональное выгорание также позволяют психотерапевтические техники и методики!

 

Эффективны психообразование, обучение коммуникации, наставничество, коррекция профессиональной идентичности, программа профессионального развития, оптимизация всех сфер личностного функционирования (а не только профессиональной), посещение балинтовских групп, коучинг, психологическая поддержка, личная психотерапия, участие в работе профессиональных сообществ.

 

Получить знания и изучить методики психотерапии, полезные в работе с онкологическими пациентами, и, конечно же, опробовать их на практике вы сможете на нашем цикле!

   

Ориентировочное расписание занятий

 

Дата

Индекс

Наименование разделов

Наименование учебных пар

Преподаватель

1

Определение особенностей реагирования на болезнь в онкологии. Профилактика суицидального поведения

3 июня 2019

1.1

Индикаторы этапов переживания болезни в норме и патологии

Введение на цикл и на модуль

Климов А.А.

Психология кризисных состояний. «Нормальный» и патологический кризис. Психическая и психологическая травма

Климов А.А.

Нормальные (с этапностью до 2 лет, культуральные особенности переживания горя в РФ) и патологические реакции горя.

Климов А.А.

Основы суицидологии. Суицидальное поведение. Концепция Амбрумовой. Этапы пресуицидального периода. Парасуицид.

Климов А.А.

4 июня 2019

1.2

Особенности восприятия переживаний болезни ближайшим окружением больного: родственники, семья, специалисты онкологической практики; патологические формы реагирования семьи, патологическая форма реагирования специалистов (в том числе контрпереносные реакции онкологов)

Патологические формы реагирования на болезнь со стороны ближайшего окружения — реакции патологической тревоги, агрессия против врачей, катастрофизация, обреченность, беспомощность, патологические формы контроля, обращение к альтернативным формам «лечения», реакции избегания, игнорирования, изоляции, вины.

Назыров Р.К.

Патологические формы реагирования на болезнь с позиции системных семейных отношений: что такое семья как система, понятие идентифицированного пациента, дисфункциональные стабилизаторы, нарушение семейного гомеостаза, «носители семейной тревоги», дисфункциональная семья как фактор малигнизации (злокачественности) проблемы

Назыров Р.К.

Патологические формы реагирования на болезнь с позиции медицинской службы — СЭС в плоскостях Бойко, астенический и депрессивный варианты эмоционального выгорания и их признаки, контрпереносные реакции (понятие переноса и контрпереноса, конкордантные и комплиментарные контрпереносные реакции), негативный перенос и связанные с этим страдания онкологов; маркеры начала эмоционального выгорания

Назыров Р.К.

Интерференция системных отношений (пациент как система, семья как система, кризисная служба как система)

Назыров Р.К.

5 июня 2019

1.3

Патологические формы переживания болезни: тревожные состояния, депрессивные состояния, ипохондрическое состояние, суицидоопасные состояния. Психологическая особенность этапов переживания онкологического заболевания, типы больных и этапы переживания утраты, типы реакций и пр. (различение этапов переживания, нормального и патологического переживания, реакции семьи на информации о заболевании, особенностей влияния семейной системы на заболевание)

Тревожные состояния в норме и патологии. Маркеры. Суицидальный риск.

Брылев В.В.

Депрессивные состояния в норме и патологии. Маркеры. Суицидальный риск.

Брылев В.В.

Ипохондрические состояния в норме и патологии. Маркеры. Суицидальный риск.

Брылев В.В.

Создание антисуидальных факторов, антисуицидального барьера. Завершение модуля

Брылев В.В.

2

Профессиональная коммуникация врача с пациентом и родственниками. Диагностика и преодоление болевого синдрома.

6 июня 2019

2.1

Диагностика болевого синдрома в онкологической практике

Введение на модуль. Этиология, патогенез и клиническая физиология острой и хронической боли.

Спасова А.П.

Особенности болевого синдрома в онкологии. Диагностика хронической боли. Опросники и шкалы, характеризующие тип, интенсивность боли, аффективные, поведенческие реакции, психологическое состояние, степень дезадаптации и инвалидизации пациента. Особенности оценки болевых синдромов в онкологии.

Спасова А.П.

Клинический разбор

Назыров Р.К. Спасова А.П.

Клинический разбор

Назыров Р.К. Спасова А.П.

7 июня 2019

2.2

Основные стратегии преодоления болевого синдрома в онкологии

Стратегии преодоления боли. Фармакотерапия хронической боли: ненаркотические, наркотические анальгетики и адъюванты. Проблемы безопасности пациента при использовании наркотических анальгетиков. Нелекарственные методы лечения боли. Возможные осложнения терапии болевых синдромов, их профилактика и купирование

Спасова А.П.

Система RAT в управлении болью

Спасова А.П.

Клинический разбор

Спасова А.П. Базарова Е.Н.

Клинический разбор

Спасова А.П. Базарова Е.Н.

8 июня 2019

2.3

Основные технологии коммуникации с пациентом и его родственником

Этапы формирования контакта (установление, совместное обсуждение проблемы — особенности ведения диалога, совместный поиск решения проблемы, завершение контакта — критерии, признаки верно установленного контакта с маркерами чувств специалиста)

Базарова Е.Н.

Техники активного слушания и профессиональной поддержки (тренинг)

Базарова Е.Н.

Техники прояснения и уточнения причин страдания

Базарова Е.Н.

Завершение модуля. Особенности коммуникации с «трудным» пациентом: агрессивным, депрессивным, ипохондричным

Базарова Е.Н.

3

Особенности врачебной коммуникации на разных этапах переживания болезни (работа с реальными пациентами)

10 июня 2019

3.1

Сообщение психотравмирующей информации и обсуждение диагноза, прогноза и этапности лечения

Введение на модуль

Базарова Е.Н.

Сообщение психотравмирующей информации и обсуждение диагноза

Базарова Е.Н.

Обсуждение прогноза лечения

Базарова Е.Н.

Обсуждение этапности лечения

Базарова Е.Н.

11 июня 2019

3.2

Техники повышения комплаентности и приверженности лечению на разных этапах терапии (от отрицания до принятия). Принятие информированного согласия о лечении, обсуждение побочных эффектов терапии, обсуждение качества жизни, обсуждение перехода от активной терапии к паллиативной, принятие сложных решений и обсуждение изменений в жизни, связанных с болезнью и лечением, вопросы информирования ближайшего окружения

Принятие информированного согласия о лечении; обсуждение побочных эффектов терапии

Базарова Е.Н.

Обсуждение качества жизни; обсуждение перехода от активной терапии к паллиативной

Базарова Е.Н.

Принятие сложных решений и обсуждение изменений в жизни, связанных с болезнью и лечением (мотивационное интервью)

Базарова Е.Н.

Вопросы информирования ближайшего окружения (информирование семьи)

Базарова Е.Н.

12 июня 2019

3.3

Практикум врачебной коммуникации в условиях реальной медицинской практики

Клиническая практика

Базарова Е.Н.

Клиническая практика

Базарова Е.Н.

Клиническая практика

Базарова Е.Н.

Клиническая практика

Базарова Е.Н.

13-15 июня 2019

4

Избранные технологии работы с личностью специалиста (профессиональной психопрофилактики)

Психообразовательная группа (методический тренинг): «Личностные последствия медицинской деятельности в области онкологии»

Базарова Е.Н.

Балинтовская группа для специалистов (методический тренинг)

Назыров Р.К.

Когнитивный тренинг с опорой на актуализацию внутренних ресурсов специалиста (методический тренинг)

Бубнова И.В.

*Институт оставляет за собой право изменить содержание программы в пределах 10% занятий, а также изменить ответственных за преподавание отдельных занятий при сохранении общего качества образования.

 

Преподаватели курса:

 

Базарова Е.Н. специалист в области психотерапии в онкологии, врач-психотерапевт, Заслуженный врач Республики Карелия

Брылев В.В. врач-психиатр, психотерапевт, хирург

Бубнова И.В. Клинический (медицинский) психолог, заведующая кафедрой клинической психологии

Климов А.А. Клинический (медицинский) психолог. Директор Центра образования Института психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского. 

Назыров Р.К. Ректор Института психотерапии и медицинской психологии. Экс-президент Российской Психотерапевтической Ассоциации (РПА). Главный редактор "Российского психотерапевтического журнала", доктор медицинских наук, врач-психиатр, психотерапевт

Спасова А.П. кандидат медицинских наук,  доцент кафедры лучевой диагностики и лучевой терапии с курсом критической и респираторной медицины, Заслуженный врач Республики Карелия

 

sss

 

В программе:

 

  • психология кризисных состояний и кризисная психотерапия в онкологической практике;
  • специфические реакции на заболевание у онкологических пациентов и их коррекция;
  • этапы формирования контакта и техники его установления, особенности коммуникации с пациентами с различными формами переживания болезни (депрессивными, агрессивными, ипохондрическими);
  • особенности профессиональной коммуникации на различных этапах течения и переживания болезни (сообщение психотравмирующей информации, обсуждение диагноза, этапности лечения и прогноза);
  • техники повышения комплаентности на различных этапах течения и переживания болезни;
  • отработка компетенций в условиях реальной клинической практики;
  • работа с личностью специалиста в ходе методического тренинга — психообразовательная группа, балинтовская группа и тренинг профессиональной идентичности.

 

Завершив программу, вы сможете:

 

  • определять кризисное состояние у пациента и степень суицидального риска;
  • актуализировать и формировать у пациента антисуицидальный барьер;
  • устанавливать психотерапевтический контакт, учитывающий особенности течения и восприятия онкологического заболевания, даже с самыми «трудными» пациентами;
  • избегать искажений в профессиональной коммуникации, прорабатывать собственные контрпереносные реакции;
  • способствовать повышению приверженности онкологических пациентов лечению;
  • организовывать и проводить в своем учреждении психообразовательную, балинтовскую и суппортивную группу;
  • противостоять формированию у себя эмоционального выгорания!

 

123

 

Контактные данные: 

 

Телефон: +7 812 467-47-90 
Электронная почта: 
client@ipmp-spb.ru

 

Санкт-Петербургский Институт психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского, осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии от «13» мая 2014 года № 0988, выданной комитетом по образованию Правительства г. Санкт-Петербурга.

 

Все Программы разработаны и утверждены на основании требований к образовательным программам дополнительного профессионального образования в соответствии с Федеральным законом РФ № 273-ФЗ от 29.12.2013 г. «Об образовании в Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. N 966 «О лицензировании образовательной деятельности»; Приказом Министерства образования и науки РФ от 01.06.2013 №499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».